МБДОУ  "Детский сад № 4"

Автозаводского района

города Нижнего Новгорода

 

Странички воспитателей

  Страничка воспитателя

Антоновой Елены Николаевны

 

«Почитайте с ребенком книгу!»

Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.

Совместное чтение – это общение. Постарайтесь сделать время, проведенное вместе с ребенком за книгой, интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. Самое благоприятное время для совместного чтения – вечер. Малыш, лежа в кровати, с удовольствием будет слушать сказки, рассказы или просто случаи из вашей жизни.

Вы выбрали книгу, нашли время для чтения. Но как помочь ребенку понять смысл произведения, почувствовать красоту литературного языка, вызвать у него эмоциональное отношение к прочитанному? Вам помогут навыки выразительного чтения:

- произносите слова четко и внятно;

- регулируйте тон и темп речи (громче – тише, выше – ниже, быстрее – медленнее);

- научитесь владеть интонацией (выделять голосом знаки препинания);

- соблюдайте паузы.

С детьми надо учить стихи. Это развивает их память, расширяет кругозор.

Как правильно учить с детьми стихи? Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребенка.

Подвижным детям больше подойдут ритмичные и веселые стихи, а спокойным – размеренные, напевные. Большинство детей дошкольного возраста хорошо запоминают стихи на слух. Предложите ребенку «включить в голове магнитофон», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Прочитайте зарифмованные строки, повторите их вместе с ребенком, а затем предложите ему рассказать эти строки самостоятельно. Таким образом разучите каждый куплет, а потом прочитайте все стихотворение целиком.

Рекомендации родителям

по совместному чтению книг с детьми

Перед чтением книги:

- Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.

- Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?

- Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются – художниками. Найдите вместе их имена в книге.

- Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

- Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.

- А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.

Пять простых советов:

1. Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.

2. Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.

3. Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.

4. Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.

5. И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.

«ПОДСКАЗКИ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(«ДА» И «НЕТ»)

«ДА»

O Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).

O Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

O Читайте сами, показывая пример своему ребенку.

O Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.

O Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.

O Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.

O Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.

O Дарите ребенку книги.

O Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

O Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

O Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.

«НЕТ»

O Не заставляйте читать насильно.

O Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.

O Не заставляйте читать слишком трудные книги.

O Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

O Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении

O Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте – и улучшение наступит быстрее.

O Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.

O Не прекращайте читать детям вслух, как только они научатся читать сами.

O Никогда не отговаривайте ребенка от чтения – читать что-то лучше, чем ничего не читать.

 

 

 Игры и упражнения для развития умения схематизировать текст

1. «Я - целое, вы - мои частички». С помощью этой игры подводим детей к тому, что для схематизации объекта достаточно изобразить лишь отдельный элемент. Взрослый предлагает ребенку назвать части какого-либо объекта. Например, рассматривая зайца, дети говорят, что у него есть уши, голова, туловище, хвост и т.д. При схематизации каждый ребенок выбирает сам, как ему зарисовать этого зайчика.

2. «Шифровка». Направлена на увеличение количества предлагаемых вариантов схематического изображения слова. Выбирают водящего, который выходит в другое помещение. Дети договариваются зашифровать какое-то слово. Взрослый пишет и закрывает его. Ребята придумывают, как это слово можно обозначить, предложенные варианты зарисовываются. Например, слово лес можно изобразить, используя такие символы, как деревья, грибы, кусты, звери и т.д. Когда шифровка выполнена, водящий заходит и пытается отгадать слово, а затем проверяет, читая.

Игры, направленные на обучение схематизации глаголов.

3. «Кто (что) умеет так делать?». Взрослый называет действие, а дети – объекты, которые его выполняют.

4. «Отгадай действие по шифровке». Зарисовывается один или несколько символов, дети отгадывают, какое действие «записано».

5. «Зашифруй действие». Ведущий называет глагол, а остальные – варианты «шифровки».

Аналогичные игры можно проводить с другими частями речи.

6. «Угадай фразу по шифровке». Для закрепления умения «считывать» схемы и самостоятельно схематизировать игра проводится с группой и индивидуально. Ведущий (взрослый или ребенок) «шифрует» фразу (из 3-4-х слов). Надо «прочитать», что «написано».

7. «Узнай рассказ». Взрослый показывает детям заполненную схему - «шифровку» текста. Дети, опираясь на запомненные опорные символы, должны вспомнить текст и рассказать его.

8. «Копилка шифровок», в которой собраны возможные варианты шифровок:

- объектов

- действий объектов

- эмоциональных состояний

- признаков объектов и действий

- места действия

- явлений природы и др.

Дата последнего обновления страницы 12.07.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»